Современная архитектура Саранска

01.05.2013 20:03

Современная архитектура г. Саранска

(Статья орубликована в газете "Строй-информ" 2011 г. в форме интервью)

В ежегодном фестивале архитектуры «Зодчество» победил (завоевал хрустальный Дедал) проект «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»в Москве разработанный в мастерской А. Асадова. Этот проект выделяется яркой колористикой, и суперсовременными объемами. Игра плоскостей, цвета, света и пространства, вот что важно для архитектуры. Архитектура должна производить впечатление.

Махаев В. Б. (профессор МГУ им. Огарева) назвал последние годы временами революционных преобразований в области архитектуры. Это наиболее точное определение. Я помню времена вялотекущей архитектуры (живу давно, в архитектуре с 1982 года), когда архитекторы занимались, в основном, привязкой типовых проектов. Индивидуальные проекты разрабатывались очень мало. Даже тогда наши архитекторы старались придать индивидуальность своим проектам. Я рад, что сейчас настали другие времена, какой-то архитектурный бум. Бурная деятельность всегда порождает новые идеи.

Новые здания которые строятся сейчас, они у всех на виду. Все люди видят и могут оценивать. В основном положительные оценки. Когда строят музеи, храмы и здания театров народ видит, повышается уровень культуры. Одновременно с крупными общественными зданиями возводятся и жилые дома. Уровень архитектуры современных жилых домов, значительно выше, чем было раньше, в Советский период, например. Важнейшим общественным зданием считаю комплекс Республиканской Клинической Больницы по ул. Победы. Этот объект будет самым крупным общественным зданием в Республике. Оснащенная по последнему слову медицинской технологии он поможет жителей всей республики приобщится к высоким технологиям.

Новостройки Саранска конечно же украсят город. Создадут настроение новизны, какое- то новое но безусловно приятное впечатление.

Современная архитектура, это архитектура последних лет. В термин «Современная архитектура» я вкладываю немного иной смысл. «Современная» на мой взгляд, это соответствующая времени, т.е. соответствующая времени больших скоростей, времени интернета, времени нано технологии. То, что мы видим вокруг, конечно же, не совсем соответствует термину «современный». Например, лепнина, это вчерашний день. Если мы проанализируем западную архитектуру, то лепнину мы не найдем. Потому, что во дворе век композитных материалов, век стекла, век металла. Современные материалы и технологии диктуют свободные формы в решении фасадов и объемных решений.

На западе модно экологическая архитектура. Зеленая архитектура, архитектура, не нарушающая природную и историческую среду. Сейчас есть здания, которые не потребляют энергию извне, а сами создают, чтобы обеспечить себя и окружающие здания. Существует вертикальное озеленение.

Испокон века архитектура всегда была сферой влияния властей. Глава республики, глава города, главы районов,заказчики- застройщики (инвесторы), строго контролируют архитектурную деятельность. Зачастую они относятся консервативно, увидев одно удачное решение пытаются повторить везде. Задача архитекторов предложить разнообразные, современные архитектурные решения, которые удовлетворили бы и властей и заказчиков и архитектурную общественность. Мне не нравится черезмерное увлечение лепниной, в последнее время каждый объект богато «обклеен» лепниной. Во первых это уже не лепнина, она сделана из пластика. Во вторых лепнина красива только в классических пропорциях. В третьих лепнина это только декор, небольшое наложение, которая обогащает архитектуру, но никак не главный элемент фасада. Здания, в которых по образу вроде бы должна быть лепнина у нас ее нет, например новое здание Торгово-Промышленной палаты, новое административное здание ФСБ по ул. Ботевградской по архитектуре могли-бы иметь какой-то лепной декор.

Меня часто спрашивают о башенках и шпилях, которые в Саранске сейчас появляются. Я всегда отвечаю это конечно не признак современной архитектуры, но они обогащают силуэт здания, делают его богаче и выразительней. Концентрируют взгляд людей. Это очень важно, представьте застройку, где взгляду неначем задержаться. Вообще шпили и башни устанавливаются не на рядовых з постройках, на каких-то узловых зданиях являются архитектурными акцентами, привлекают людей, обогащают панораму города с различных точек восприятия.

Одно из сторон деятельности архитекторов это реконструкция фасадов существующих зданий. Есть положительные примеры это оперный театр. Здание дома политпросвещения, «совковая», скажем, архитектура, получила совершенно другой образ. Из отрицательного это «Промстройбанк». Что за шары установлены на парапете здания, они из другой совершенно архитектуры прочему белый цвет, (я являюсь одним из авторов этого проекта). В авторском варианте было сочетание светло-серого с желтым кирпичом перекрашенный в белый фасад потерял цельность.

Из отрицательного Издательский корпус. Здесь очень приятный цвет. Но архитектура упрощена, вместо больших, круглых проемов, которые были изюминкой этого фасада авторы корректировки решили сделать просто витражи. Это конечно упрощение.

Онегин-Хаус. Приятная колористика, богатая пластика, продуманная нестандартная архитектура, современные материалы объект должен был украсить центральную часть города. Почему такое здание выходит на узкую улочка (Ст. Разина) и обращен в сторону города задним фасадом, непонятно…

Из отрицательного, я не приемлю строительство в районе архитектурных памятников. Например, построили офисное здание совсем рядом с церковью Иоанна Богослова (памятник архитектуры 17 века), представляете, ровесник города Саранск. А мы (архитекторы) со всех сторон застроили маловыразительными зданиями. Будто в городе нет площадок для строительства. Площадки есть, если посмотреть в окно многоэтажного здания в центре мы увидим что в самом центре города усадебная, ветхая застройка. Почему именно рядом с храмом построены какие-то многоэтажные здания (есть даже производственные). Храм нашими предками был построен на набережной р. Саранка, на самом высоком месте и должен был восприниматься на панораме города с южной стороны. Наш кафедральный храм, который построили мы (наше поколение) и которым мы гордимся, представьте, наши потомки построят со всех сторон высотные здания которые закроют обзор на храм со всех сторон… Мы (наше поколение архитекторов) поступили так с церковью Иоанна Богослова по ул. Демократической.

Я против строительства частной усадебной застройки в центре города. В районе улиц Московская, Республиканская, Мордовская в основном сейчас частная застройка. По генплану города эта территория предназначена для строительства многоэтажной застройки. Там встречаются такие роскошные особняки, которые уже никто не снесет, и с каждым днем их становиться больше. Городские власти не должны разрешать строительство особняков. Для этого есть специально отведенные территории в пригородах Саранска, в каждом районе. Представьте в Москве рядом с Большим Театром кто-то построит частный особняк за высоким забором, абсурд…

Огарев Плаза. Объект конечно неординарный для Саранска. Но расположен крайне неудачно. Он нарушил цельность университетской площади, выдвинувшись своей недюжинной массой он нарушил равновесие объектов на этой территории. По законам градостроительства перед высотным зданием должна располагаться площадь, а он вплотную придвинулся к высотному зданию «Мордовагропромпроект» изменив масштаб этого здания и масштаб всей площади.

Главными объектами 1000 летия конечно же станут объекты площади 1000 летия. Это университет, многофункциональный спортивный корпус с ледовой ареной, фонтан «Звезда Саранска». Очень надеюсь на появление этих объектов как-то выправить положение . площадь как-то получит цельность.

Очень хочется чтобы в рамках обновления фасадов к 1000 летию был восстановлен декор здания Дома Союзов. Автор Левков С. О. (1957 г.) Это на мой взгляд одно из лучших зданий у на с в городе. Мне стыдно проходить мимо, мы затрачиваем большие деньги на ремонт фасадов других зданий, менее ответственных зданий, не можем найти деньги и желание, чтобы восстановить это здание в первозданном виде со всей лепниной.

Следующая проблема это автостоянки, надо центр города очистить от автомобилей, значит вывести объекты которые требуют подъезд на авто большого количества людей, за пределы центра. Создать пешеходную улицу некий Саранский Арбат. Увеличить территорию центрального парка присовокупив территории левого берега реки Саранки. Пляж в районе стадиона «Старт» превратить в зону отдыха, с выходом на пойму р. Инсар с одной стороны и воссоединить с парковой зоной Ленинского района с присоединением к лесопарку Пролетарского района с другой стороны.

Я против строительства высотных зданий в центре, у нас по генплану центр города малоэтажный. Как архитектор считаю красоту здание определяет не высота здания, даже не габариты здания, а частички души вложенные архитекторами в свои произведения.

Из положительного это строительство крупных общественных зданий, таких как ледовый дворец, стадион водных видов спорта, футбольный манеж. Итд. Эти объекты становятся местом притяжения людей, со временем становятся культурными центрами. Что мы видим на примере спортивного центра «Мордовия», раньше там был промышленный район, с появлением этого объекта район стал культурными спортивным центром. Там проходят и соревнования и концерты, рок-фестивали и.т.д. Мы должны развивать все районы города, исходя из этого лучше было-бы рассредоточить объекты в разных районах города.

С кадрами проблем не будет. Ежегодно Мордовский университет выпускает 10 -15 архитекторов. Хотелось бы пожелать молодым архитекторам найти свой неповторимый почерк ,украсить своими произведениями наш прекрасный город. Все-таки архитектура города должна быть разнообразной.

Хочу выразить надежду, что работа с фасадами после 1000 летия не остановиться. Ведь фасад здания требует постоянного ухода, косметического ремонта, возобновления отделки. У нас в Саранске 20 лет не ремонтировали фасады, хотелось бы процесс обновления и ремонта фасадов стал постоянным.

 

Пиксельная архитектура, панельный авангард, "Пиксель-воксель". Архитектура фасада состоящая из пикселей, частиц (в основном прямоугольных), расположенных в определенном порядке или беспорядочно в противовес монотонным фасадам современных зданий.