"Юлдаш"

01.05.2013 20:06

«Юлдаш»

(Статья написана для газеты "Юлдаш". Опубликована в сокращенном виде)

 

Родился в деревне.

Я так начинаю любой рассказ о себе. Я родился в Муслюмовском районе дер. Старый Варяш республики Татарстан. Хотя я там прожил только до 5и лет у меня сохранились самые яркие впечатления о Родине. Первый в жизни Новый год, первый в жизни «Сабантуй», первый раз искупался в речке, а еще тогда еще мои родители были молодыми (моложе чем я сейчас). Как можно это забыть. Мое детство и отрочество прошли в райцентре Муслюмово. Я учился в средней школе где было 1000 учащихся. В школе я увлекся рисованием, был художником стенгазеты. На новый год в школе проводили конкурсы на лучшую стенгазету, мы занимали 1 место начиная с 8 го класса. Свою жизнь я тогда не мог представить без рисования (живописи) хотел стать художником. В 5м классе стал победителем конкурса на лучший рисунок в школе. Я тогда был очень горд этим событием, ведь участвовали там и 9-10 классы перед которыми мы были «малявкми». В возрасте 10 лет наверное в 4м классе в мои руки попала книга «Приключения Незнайки» (на татарском языке). Книга была богато иллюстрирована. Особо понравились дома в Цветочном городе. Они были круглыми с башенками, чем то похожими на грибочки. Я помню, захотел сделать макеты этих домов из бумаги. Я клеил из тетрадного листа в линейку канцелярским клеем и аккуратности в макетах было, наверное мало, но издалека, ( они стояли на подоконнике) напоминали сказочный город. Мой старший брат посоветовал мне учиться на архитектора.

О Родине;

Есть Родина большая, малая, есть просто родные места, есть планета земля которая является родиной всех землян. Старшие говорят Родина не там где ты родился, а там где родились твои дети. Поэтому республика Мордовия стала для меня Родиной, здесь родился мой сын, моя жена родом из Кочкурово, здесь теперь моя Родина. Я большую часть своей жизни, прожил в Саранске. Связь со своей малой Родиной я не теряю. В интернете есть сайт muslum.ru это сайт моей малой родины. Там есть новости района, я частенько нахожу знакомые фамилии и имена. Мои родственники и одноклассники до сих пор живут в Муслюмово. Мне все интересно. Я обязательно интересуюсь видами на урожай. Есть районная газета «Авыл утлары» (Сельские огни) в интернете можно посмотреть свежий номер, прочитать любую статью. В этом плане я очень благодарен интернету. Ест также Муслюмовское телевидение и радио Муслюмово, которые можно посмотреть через интернет. Раз в год обязательно бываю в Татарстане, в основном в городе Набережные Челны, сейчас там теперь живут мои родные.

 

Об архитектуре;

Архитектором стал по рекомендации своего старшего брата.

Поступил учиться в Казанский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Начиная с 1977 го года как я окунулся в эту творческую профессию, архитектура для меня ВСЕ. Были разные времена в социалистический период в основном работали над привязкой типовых проектов, были кризисы в стране, когда не было работы, сейчас вот переживаем архитектурно-строительный бум. Мой главный проект, выполнив который я скажу «вот теперь я уже ничего лучше не сделаю» еще впереди. У меня сайт в интернете (nazim90.narod.ru) там у меня творческая биография и мои объекты (проекты). Там написано что я запроектировал более 90 проектов и 40 реализаций. Теперь уж наверное больше потому что уже после этого перестал считать свои работы. В Мордовии с 1982 го года в этом году будет 30 лет (наверное надо отметить!) Про работы ничего не скажу их нужно смотреть, зайдите на сайт. Скажу только то что каждая работа для меня, наверное для каждого творческого человека, это детище. Когда говорят плохо о детях любому человеку больно, если даже у них есть недостатки. Когда говорят о моей архитектуре с необоснованной критикой, я всегда слишком эмоционально защищаю. Архитектура для меня ВСЕ. Выбрав себе профессию в 17 лет (почти ребенок, подросток) не было не одного дня, чтобы я сожалел о выбранной профессии. Хотя временами было очень трудно. В творческой профессии трудно, когда не получается желаемое решение или когда никто не понимает то что тебе кажется хорошим.

Целью своей жизни я считаю создание благоустроенной и комфортной среды проживания для людей. Сын пошел по моим стопам. Он учится на 5м курсе местного университета по специальности «архитектура». Я жду вот будут внуки, и они тоже пойдут по специальности архитектура. Потому- что создавать комфорт для людей, благородно и приятно. Быть архитектором трудно, наша работа после 8и часов в офисе не заканчивается, мы работаем всегда и дома, и на отдыхе. Ожидаемое интересное решение может в голову придти в любое время, надо сразу зарисовать. Поэтому всегда карандаш и бумага в кармане. Сидеть за компьютером всю ночь (как студенты) чтобы утром показать результат, для нас обычное явление.

 

Саранск;

Про Саранск впервые узнал когда пошел на распределение. В Казани для меня мест не было, было много мест на Саранск. Я решил Саранск это такой же город как Казань, столица республики и решил ехать. Попал в замечательный коллектив института «Мордовгражданпроект». Григорий Береза, Филимонов Евгений, Давыдов Александр, Годунов Владимир, Смирнов Адольф такие творческие личности тогда работали в институте. В отличии от столичных архитекторов в Саранске молодым архитекторам была открыта дорога к творчеству. В подмастерьях ходили год, два не более. Далее каждый получал самостоятельную работу и имел возможность проявить себя. Саранск стал для меня родным.

Архитектура Саранска, конечно сейчас эклектична, как вся современная архитектура. Во времена нашей молодости слово «эклектика» считалось чуть ли не ругательством. С «постмодернизмом» в архитектуре появился термин «радикальная эклектика», которая стала черезвычайно актуальной еще в 70е годы прошлого столетия. Архитекторы перестали держать себя строго в рамках определенного стиля и это, на мой взгляд, определил пути дальнейшего развития современной архитектуры. Сейчас архитектура развивается свободно, в моде минимализм. Выразить свои идеи минимальными средствами не всегда удается.

Сейчас возможности и средств для выражения больше. Помню времена архитектурные элементы создавались только выступами из кирпича, сейчас накладные архитектурные детали из пластика могут быть любой сложности. В своих работах стараюсь придать зданиям современный облик. Больше стекла и металла, но в этом плане многое зависит от заказчиков-застройщиков.

1000 летие;

1000 летие для меня это праздник единства мордовского и Российского народов. Сейчас в мире масса радикальных, ортодоксальных течений, которые направлены на сепаратизм т.е. разобщение людей. В многих случаях эти течения используют религиозные или национальные различия между народами. Я думаю что это организованный процесс, в мире масса сил которым мешает стабильность. Именно сейчас любые попытки народов как-то сблизится или объединится надо поощрять. Допустим украинцы и белорусы, россияне могли бы объединиться. Это ведь по сути один народ.

Праздник 1000 летия для меня еще и архитектурный праздник. Наш город преобразился, сейчас многие места нельзя узнать. Появились крупные общественные здания и жилые комплексы. Современные постройки Саранска выделяются изысканностью архитектурного решения и богатой отделкой. Я помню Саранск 1982 года когда я первый раз приехал в Саранск…, многое изменилось в лучшую сторону. Для нас архитекторов всегда важны наличие объектов строительства. Есть строительство, мы живем, нет строительства мы чахнем, хиреем. Мы строителей называем братьями.

Радует то, что новые технологии в области строительства, в первую очередь затрагивают архитектуру. Вентилируемый фасад, например, или стеклянные фасадные системы. Сейчас фасад здания это свободный объект творчества для архитектора.

Политика;

Политика влияет на все. Все что в мире происходит это политика. Политика это искусство управления государством. Искусство управления людьми. Наиболее действенным способом воздействия на сознание людей является архитектура. С древних времен мы знаем великие правители стали инициаторами строительства различных великих архитектурных сооружений. Египетские пирамиды например, они до сих пор воздействуют на массы людей. Такие знаковые объекты как мавзолей Ленина построены в основном с целью воздействия на народные массы, а не просто чтобы допустим, украсить Красную площадь. Строительство культовых сооружений в этом ряду занимает особое место. Образ и облик культовых зданий рассчитано на максимальное эмоциональное воздействие на сознание людей. Политические системы меняются, архитектурные объекты продолжают выполнять свою функцию, воздействовать на народные массы и воспитывать их в определенном направлении. Например пирамиды в Мексике, про архитектуру пирамид мало- кто что-нибудь знает, а про календарь найденный в районе раскопок древнего города, в котором зашифрован конец света, теперь знают все.

 

 

Футбоп;

Я очень рад, что спортивный клуб «Мордовия» теперь в премьер- лиге. Я желаю футболистам удачи в их нелегкой работе (трудно назвать игрой когда это требует столько напряжения и силы). Футбол как считают многие спорт N1, и не только спорт. Футбол это политика, футбол это идеология, футбол это здоровье, футбол это культура, футбол это праздник. Для нас архитекторов футбол это архитектура. Мы видим какие современные стадионы сейчас строят в Европе и мире. Я надеюсь, чемпионат мира 2018 года не минует наш родной город. Стадион «Юбилейный» конечно же построят если даже не будет чемпионата мира. Чемпионат мира принесло бы много работы архитекторам и строителям Саранска. Сделал бы город Саранск в мире известным.

Пиксельная архитектура, панельный авангард, "Пиксель-воксель". Архитектура фасада состоящая из пикселей, частиц (в основном прямоугольных), расположенных в определенном порядке или беспорядочно в противовес монотонным фасадам современных зданий.