Архитектурные акценты Назима Абдуллина

01.05.2013 20:07

 

Архитектурные акценты Назима Абдуллина

 

Учась в Казани, Назим и не подозревал о существовании такого города, как Саранск. Попал, что называется, по распределению. Надо было отработать, положенный после окончания института, срок. Тогда, в 1982 году, был самый расцвет «махрового» социализма, в который города выглядели как близнецы-братья. И, тем не менее, ему показалось, что уже было заметно некое движение в сторону архитектурных перемен. Молодой выпускник понимал, что архитектор это технолог окружающей среды. Что основная задача людей его профессии заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно-планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека. В Саранске для этого было непочатое поле деятельности.

Словом, он не заметил, как пролетело четверть века. Теперь Абдуллин главный архитектор института «Мордовгражданпроект». Огромная часть строений в городе возведена по его проектам. Еще столько же идей, наверное, зреют в его голове. Впрочем, он сам с удовольствием рассказывает нашему корреспонденту о деле всей своей жизни.

 

-Назим Ниязович, может быть, на время, воздержимся от воспоминаний? Начнем сразу с сегодняшнего дня. Над чем сейчас работает ваш небольшой коллектив архитекторов?

 

 

- Для начала скажу о том, какие люди работают у нас. Архитектура, это, прежде всего, творческая специальность. Человеку, не обладающему талантом, непросто освоить ее, достичь, впоследствии, успеха. Ведь успех в любой профессии, в том числе и в профессии архитектора, приходит, если человек влюблен в свою работу, выполняет ее упорно и талантливо. Если молодой человек любит рисовать, обладает хорошим воображением и пространственным мышлением, умеет работать с компьютером, понимает смысл командной работы, имеет познания в точных науках, то профессия архитектора, как раз для него. Архитектор должен обладать чувством красоты, уметь видеть и создавать прекрасное. Хотя и рутинной работы избежать не удастся – архитектор должен прорабатывать и рассчитывать большое количество мелких узлов и элементов конструкции. Я этим вступлением подвожу к конкретной личности.

Вот перед вами образец такого профессионала. Олег Камильевич Бикбулатов. Если посмотреть на его монитор, то можно увидеть красивое здание в виде летящей птицы с распростертыми крыльями. Олег проектирует жилой дом на перекрестке улиц Короленко и Волгоградской. Сейчас перед взором горожан и гостей столицы предстают старые дома частной постройки и памятник Емельяну Пугачеву. Но, в скором времени, здесь вырастет третья очередь застройки жилого микрорайона. Элемент архитектурной композиции, который, несомненно, украсит местность. Мало того, там очень удобно будет жителям. Стоянки для личных автомобилей, детские и спортивные площадки предусмотрены. Построят здесь детский сад, школу, магазины, аптеки, банки, скверы. Все есть в проекте. Этот дом задаст тон всей конфигурации улиц. Ведь не будем же мы, как прежде строить дома «в ниточку». К тому же, там будет проходить большая транспортная развязка, появится уникальный стадион «Юбилейный», откроется великолепный обзор. Кроме проектов для новых микрорайонов, мы работаем над изменением облика уже существующих улиц и зданий. На улицах Ботевградская, Толстого будут совершенно по-другому выглядеть фасады. Сейчас разрабатываем проект четырех этажной поликлиники на 500 посещений по улице Коммунистической, гостиницы на 100 мест – там же. Все это происходит так, что архитектор не только придумывает, как, например, будет выглядеть здание, но и выбирает материал, анализирует геодезические условия, вычисляет параметры устойчивости, надежности, безопасности, учитывает расположение на местности, принимает к сведению государственные нормативы. В конечном итоге, мы просто обязаны расставить архитектурные акценты. Надо предвидеть, как будут восприниматься объекты с различных точек обзора, как они объединятся в общую композицию.

 

-Да, ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества людей. Существует легенда о том, что Александр Македонский задумал построить город Фарос. Он призвал для этого зодчих и приказал им начертить план города, ориентируясь на план местности. У зодчих не было мела, тогда они начертили план города ячменной мукой. Вы не мукой рисуете проекты, и уже не за кульманом строите дома, а за компьютерным столом. Дома появляются не виртуальные, а реальные. Это происходит привычно давно. Когда появилась профессия архитектор? Наверное, она одна из древнейших?

 

- В русском языке слово «архитектор» появилось на рубеже XY и XYI веков. Но первыми «архитектонами» в летописях записаны итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый, Алевиз Новый. До этого использовались термины «муроль» и «палатных дел мастер». Правда, к концу ХХ века значение термина «архитектор» пошло в сторону его обобщения на другие профессии. Дизайнер по интерьеру, ландшафтный дизайнер. Но это уже детали. Именно им – архитекторам, человечество обязано тем, что больше не живет в пещерах. В переводе с греческого, это слово означает главный строитель. Сфера деятельности архитектора – это создание мысленного облика будущего строения и фиксирование этого облика на бумаге. Именно его работа открывает цикл последующих видов деятельности таких специалистов, как конструкторы, технологи, инженера, строители, маляры, плиточники-облицовщики, которые выполняют такую важную процедуру, как отделка квартиры. Но архитектор формирует внешний облик не только отдельных зданий, но и улиц, парков, скверов - практически всего города. Он прорабатывает основную концепцию объекта: как объект впишется в окружающую среду, как будет гармонировать с уже существующими постройками. Кстати, у нас тоже есть свои специалисты, имена которых, я уверен, тоже войдут в историю. Лариса Николаевна Кирдяшова. Это наш легендарный архитектор. Глядя на красивую, молодую женщину, язык не поворачивается назвать ее старожилом, старейшиной. Скажу, лучше, что это удивительной тактичный, грамотный и строгий наставник молодежи. Имея за плечами огромный опыт, она щедро делится им, не тая профессиональных секретов. Ей бы уже пора самой памятник ставить, столько всего она создала проектов. Просто какой-то неиссякаемый, творческий источник в нашем институте. Скажу только одну дату из ее биографии – 1976 год. В это время Лариса Николаевна начала свою трудовую деятельность в качестве архитектора. По ее проектам строятся дома на улице Победы, Коммунистической, Советской и другие. Я уже не говорю о Соборе святого праведного воина Феодора Ушакова – тоже плод ее вдохновенного творчества, гордость наша.

 

- Ложку «дегтя» в вашу «бочку меда» добавить позвольте. Специалисты шутят, что профессия архитектора более ответственна, нежели врача, поскольку он может скрыть свою ошибку, а ошибка архитектора остается на всеобщем обозрении многие годы. Вам приходилось краснеть за свои ошибки?

 

- Во-первых, наши проекты проходят через столько рук, что ошибки просто вытравляются в процессе. Во-вторых, если уж и заметил я что-то, входя в здание, построенное по моему проекту, то признаюсь только себе. Но обязательно учту при разработке следующего проекта все тонкости, чтобы не повторить оплошности.

 

 

-Вопрос, пожалуй, самый актуальный сегодня: как вы относитесь к застройке исторических частей города новыми зданиями?

 

– Если это на самом деле красиво, гармонирует с окружающей застройкой и не меняет исторический облик города в худшую сторону – ничего не имею против. Но если в исторической части города ставят современную "коробку", не имеющую ничего общего с окружающим архитектурным ансамблем, я этого не понимаю. Каждое здание, так или иначе, связано с окружающей средой, и задача архитектора – сделать эту связь как можно более естественной, органично вписать объект в ландшафт, в архитектурный контекст. Вы знаете, что обидно? Нашему городу в июне будет 370 лет. Санкт-Петербургу на 70 лет меньше. Но сравните, сколько там и сколько здесь осталось исторических сооружений. Наши можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы даже имеющиеся здания не можем преподнести, как следует. Взять древнейший храм Иоанна Богослова, памятник XVII века. Красивая церковь буквально зажата со всех сторон коробками современных зданий. Если сейчас будет построен торгово-развлекательный центр «РИО» (на месте типографии «Красный Октябрь»), то отыскать в этих каменных джунглях храм будет невозможно. Я вообще считаю, что в центре не место 16-ти этажным зданиям. Они уместны, опять же, как градостроительные акценты, например, у вокзала.

С высоты восьми этажей, где находится наше бюро, хорошо просматривается, простите, деревня, расположенная прямо в центре города. Конечно, частный сектор красив летом, все утопает в зелени. Если приходится вырубать зелень, то восстанавливается она в двойном размере. Но дома полувековой давности, не красят лицо города. Здесь, по моему разумению, должны возводиться дома, не более трех-пяти этажей. Не могу смириться с мыслью, что почти все свободное пространство в центре занято боксовыми гаражами. Во дворах, на проезжей части, всюду машины. Не лучше ли строить подземные стоянки, поверх которых располагать спортивные и детские площадки?

 

- Назим Ниязович, как Вы думаете, пешеходные зоны - это плюс или минус для любого города?

 

 

– Мне кажется, что отсутствие в исторической части пешеходной зоны – это минус. Любой европейский город, даже самый маленький и невзрачный, обязательно имеет пешеходные улицы. А ведь Саранск – довольно красивый город, здесь всегда приятно прогуляться и есть на что посмотреть. Для меня было бы очень почетной задачей принять участие в создании пешеходных улиц в Саранске. Без машин, которых скоро будет по одной на каждого жителя, с кафе и ресторанами, полных зелени, чтобы люди могли с удовольствием посидеть, отдохнуть. Это был бы очень большой плюс городу. Кстати, в Саранске, сейчас, появляется все больше довольно интересных и достойных архитектурных проектов. Может быть, их еще и недостаточно, но я вижу явный прогресс в этом направлении. Своеобразный Арбат планировался в районе улиц Красная и Московская. Не знаю, насколько реально это осуществить. Но понятно, что надо, как можно больше, сделать объездных дорог, вывести автомобильное движение дальше от центра. Существующий парк имени А.С.Пушкина, конечно, слишком мал для Саранска. Нужна целая сеть парков. На Светотехстрое есть лес, на Химмаше – пойма реки. Все это можно превратить в зону отдыха.

 

 

 

 

– Перейдем на личности. Когда архитектор может считать себя состоявшимся в своей профессии? Возможно, надо спроектировать какое-то количество зданий или получить какую-то награду? После чего лично вы почувствовали себя профессионалом?

 

- Мне кажется, очень редкий человек сам себя может посчитать таковым. Был, например, Сергей Анисимович Левков, недавно ушедший от нас архитектор. Вот он явно состоялся. О себе я не могу такого сказать. Никакими наградами, летоисчислениями это не измеряется. Да, я знаю прописные истины, уверен, что грамотный архитектор должен уметь на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов. Принимаю участие в подготовке технических заданий на разработку проекта, осуществляю авторский надзор за строительством проектируемых объектов, участвую в анализе и обобщении опыта разработки и реализации в строительстве архитектурно-градостроительных решений.

Помимо этого в обязанности главного архитектора входит подбор строительных и отделочных материалов, техники, расчет работ, составление смет, а также согласование проекта в мэрии городского округа Саранск и прочих городских инстанциях. Приходится брать на себя решение даже мельчайшей инженерной детали, которая может повлиять на принципиальные вопросы эксплуатации объекта. Бывает, воюем за каждый элемент, отстаиваем идею. Строителям хочется строить проще, нам – изысканнее.

Красота никакими законами не регламентируется. У меня есть опыт, знания, определенные навыки. Все равно, каждый раз, кажется, что все начинается с чистого листа. Каждый новый проект – это опыт для архитектора, но я не могу сказать, сколько нужно спроектировать, чтоб почувствовать себя профессионалом. Я вообще не считаю, что архитектор сам вправе судить о себе как о профессионале. Оценивать работу архитектора должны, прежде всего, люди, живущие и работающие в спроектированных им зданиях. Хотя, конечно, у каждого специалиста есть какие-то этапы развития, свои маленькие победы, достижения. Мы скорее просто выполняем должностные обязанности, чем измеряем этапы творчества. Поэтому, нет, не могу сказать о совершенстве и состоятельности.

 

-Вам хватает уже полученных знаний?

 

 

- Конечно, нет! Мы постоянно используем для повышения квалификации специальные издания, программы в интернете, семинары, публичные слушания, опыт древности даже. Да и требования к нам - довольно повышенные. Например, практически обязательным требованием к архитекторам становится знание компьютерных программ, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов, — AutoCAD и 3D Studio MAX (реже встречаются Arcon и ArchiCAD). Надо отметить, что значительная часть студентов, получающих образование архитектурного профиля, достаточно хорошо знают и обычные программы, позволяющие работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.). Зато у нас есть одно из отличных преимуществ: мы не являемся, так называемыми, "бумажными архитекторами". Они создают талантливые (или не очень) проекты, делают их модели из бумаги - и на этом процесс заканчивается. Воспитанные на образцах великой мировой архитектуры, они строят грандиозные планы, но не находят желающих их воплотить. Наши же проекты, в большинстве своем, реальные, возможностей для самореализации, много. Мы изучаем различные точки восприятия, проводим визуализацию, то есть, встраиваем фото в объемное изображение, высчитываем, как будет выглядеть здание при различном освещении. Сам процесс творчества заставляет искать новые решения, работать над собой бесконечно. И самое главное, плоды своего труда мы видим на улицах и площадях города. Есть возможность покритиковать себя любимых на уже готовом объекте. Я, кстати, никогда не бываю полностью довольным своей работой.

 

 

– В проектах, сделанных вашими архитекторами, есть какие-то местные особенности? Например, многие обращают внимание, что много появилось башенок и шпилей. Это что - новая мода?

 

-Наоборот – старая. Башенки, ротонды, шпили не есть взгляд вперед. Ведь мы строим на века. Сейчас нужны здания, летящие вверх, легкие, строгие, с использованием современных материалов и архитектурных форм. Что подкупает, так это то, что никто не подсказывает, насколько возвысить тот или другой элемент, какие именно использовать архитектурные элементы. Сейчас в моде свободные формы в архитектуре. Мы можем черпать новизну из своей души, как поэт стихи. Мы применяем внутренние качества, которые, наверное, даны свыше. Причем, ждать вдохновения, нам не позволено – творить надо каждый день, каждый час. Только тогда можно успеть за временем.

 

Материал к печати подготовила Марина Арбузова

 

 

 

 

© nazim90

 

Пиксельная архитектура, панельный авангард, "Пиксель-воксель". Архитектура фасада состоящая из пикселей, частиц (в основном прямоугольных), расположенных в определенном порядке или беспорядочно в противовес монотонным фасадам современных зданий.